Леонид Бердников: «Красноярск и красноярцы»…

Леонид Павлович Бердников заслуженный работник культуры РФ, краевед, писатель, автор книг: "Вся красноярская власть", "Кланяйтесь залам библиотечным", и других, посвящённых истории Енисейской губернии и Красноярского края. Сейчас Леонид Павлович пишет новую книгу: о красноярской политике, о красноярских политиках, главы из которой мы и публикуем…

 

     Сегодня без знания основных финансовых правил и законов эффективно управлять городским хозяйством невозможно. Главное, на мой взгляд, реально оценивать свои силы и возможности при планировании будущих задач. Для примера возьмем историю создания Обь-Енисейского канала. На его проведение царская казна потратила около 22 миллионов «тех» рублей, но, как показала жизнь, эти деньги были выброшены на ветер. Канал оказался непригодным для прохождения большегрузных судов. Почти такую же грустную историю имеет и проведение красноярского метро. Затратив огромные средства, город в итоге не решил ни транспортную проблему, ни жилищную, никакую. Стыдно сказать, но «закопав» метро в Красноярске не построили ни одного общественного туалета. Как здесь не вспомнить нестареющую поговорку: лучше синица в руке, чем журавль в небе.

     Финансовую и социальную политику Красноярска уже долгие годы можно представить в виде корабля, плывущего по морю. На палубе размещены заграничные машины депутатов, фонтаны, пальмы, а за кормой – люди: пенсионеры, бюджетники, многодетные матери, но им вместо спасательного круга протягивают программы, подождите до 2010-го, а сейчас – до 2020 года. По этому поводу губернатор Хлопонин писал, что между чиновниками и узким кругом населения – «своими» – существует коррупционная солидарность.

     На практике в нашей жизни существуют две реальности. В одной – для всего населения – декларируются идеи служения обществу и особого понимания проблем, стоящих перед Красноярском. Вторая реальность – для узкого круга, для «своих», – исполнение взятых на себя обязательств в решении чьих-то личных и корпоративных проблем. Наконец, умение создавать видимость работы при ее отсутствии. Поэтому не удивительно, что доходная часть городского бюджета ежегодно подвергается различным изменениям. Реальность бюджета такова: от всех налогов, собираемых в Красноярске, лишь ничтожная доля остается для нужд города. Самым нестабильным остается налог на прибыль. Если в 2003 году его доля составляла 57,7 % от общих доходов бюджета, то в 2007 году – 48,8 %, далее по нисходящей…

     Многие красноярцы хорошо помнят, что в конце 1990-х годов только одни налоги алюминиевого завода составляли около 40 % всего городского бюджета, а сегодня его доля в бюджете по сравнению с тем периодом времени уменьшилась почти в восемь раз! Самый стабильный и реальный налог на физических лиц все время подвергается корректировке. Были времена, когда от этого налога в городской казне оставалось всего 15 %, а остальные 75 % перечислялись на региональные и федеральные уровни. Такие непродуманные действия всегда являлись источником конфликта между муниципальной властью и государственной. Следует отметить, что плата предприятий за негативное воздействие на окружающую среду среди других доходных источников города всегда занимала и сегодня занимает самое скромное место.

     Большую надежду финансисты города возлагают на патентную систему, доходная часть которой с 2013 года будет оставаться в полном распоряжении местного самоуправления. Возьмем, к примеру, частный извоз. Начиная с 1991 года, многие таксисты вообще не платили никаких налогов, при этом многие из них занимались работой профессионально. Получалось, что санитарка в больнице, получая 5–6 тыс. рублей в месяц, платила от своей маленькой зарплаты 13-процентный подоходный налог, а они – нет. При этом пользовались инфраструктурой города и загрязняли окружающую среду выхлопными газами. Сейчас эта несправедливость по отношению ко всем добросовестным налогоплательщикам, по расчётам разработчиков законопроекта, будет устранена. Будет ли?

     У меня всегда вызывают чувство сострадания бытовики, работающие даже в 30-градусный мороз на улице. Красноярцы помнят, как в годы приватизации из Кремля шли постоянно телеграммы с одной директивой: «Быстрее приватизируйте предприятия». В результате разных многоходовых комбинаций большая часть бытового сервиса была закрыта. Ярким результатом такой политики служит здание по ул. Перенсона, 21, где традиционно оказывались услуги по ремонту бытовой техники. Сейчас там расположен ювелирный магазин, а часовые мастера, сапожники, точильщики, слесаря вынуждены заниматься своим ремеслом или на улице, или в неприспособленных подвалах и киосках. Какие полновесные налоги могут дать эти труженики бюджету?

     В условиях рыночной экономики городу необходим свой муниципальный банк. В дореволюционные годы даже в захолустных уездных городишках такие банки работали. И эту тему, необходимо поднимать, благо исторический опыт, позитивные примеры работы муниципальных банков в Енисейской губернии говорят сами за себя.

    Я уверен, что, только подняв налогооблагаемую базу, мы можем решить главную задачу – побороть в городе бедность. И это не сказки, не пустые обещания! Уже в 2014 году  возможно, вернув из офшоров в Красноярск налоги крупных предприятий (того же алюминиевого завода) освободить от налогов тех красноярцев, кто получает зарплаты и пенсии до 7 тыс. рублей. От подоходного налога, от налога на землю, от налога на единственное жилье – полностью! Ответственно заявляю: это реальность, а не предвыборные «обещалки»!

 


Цены на сырьевые товары от Investing.com Россия.<

Дополнительная информация