Платить за услуги ЖКХ без комиссий

Красноярские общественники из движения «Народный Контроль в сфере ЖКХ» продолжают свою просветительскую работу, встречаясь с жителями Красноярска и даже выезжая на семинары в города края.

Общественник Дмитрий Иванов, проведя ряд встреч в Лесосибирске, Зеленогорске, Красноярске, выделил основные вопросы, которые интересуют население.

Д. Иванов:«Существуют достаточно серьезные вопросы, волнующие каждого, кто привык считать деньги. Эти вопросы: Должна ли быть гарантирована возможность оплаты за ЖКХ и капитальный ремонт без комиссий? Что делать, если такой возможности нет? И что обо всем этом говорит судебная практика? А теперь ответим на них»….

Должна ли быть гарантирована возможность оплаты за ЖКХ и капитальный ремонт без комиссий?

Согласно требованиям пункта 1 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Важно помнить о том, что в данном случае вы являетесь потребителем, а управляющая организация, поставщик коммунальных ресурсов или региональный оператор капитального ремонта это исполнители услуг и работ, поэтому соблюдение требований закона «О защите прав потребителей» является обязательным для всех этих организаций.

При оплате товаров, работ или услуг, продавец или поставщик не имеет права устанавливать в отношении одного вида услуг различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 4 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Другими нормативными актами также определено, что если иное не установлено договором, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты (пункт 65 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Исходя из всех этих норм, следует вывод, что банковская комиссия является обязательной только в том случае, если она включена в стоимость услуги или работы договором, на основании которого эти услуги предоставляются или выполняются эти работы.

При этом. Если речь идет о коммунальных услугах или капитальном ремонте, то здесь размеры тарифов устанавливаются соответствующими органами государственной власти, и ни о какой комиссии, включенной в стоимость услуг договором, говорить нельзя.

В случае же, если мы говорим о плате за содержание жилого помещения, в которую входят: плата за управление, плата за содержание общего имущества в доме, плата за текущий ремонт общего имущества, то общий размер этой платы и является ценой договора (часть 7 статьи 156 ЖК РФ). И соответственно, если и могут быть какие-то обязательные комиссии, то они должны быть включены в структуру этой платы только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и не могут быть вынесены в отдельную строку в платежке.

То есть, отдельная строка в платежке, требующая обязательно оплаты каких-то дополнительных комиссий - незаконна.

Что делать, если все способы оплаты предполагают какие-то дополнительные комиссии?

Согласно требованиям статьи 37 «Закона о защите прав потребителей» и статьи 861 Гражданского кодекса РФ, потребители имеют право вносить оплату путем внесения наличных денежных средств непосредственно поставщику услуг. При этом, так как оплата производится непосредственно поставщику, то просить каких-то дополнительных комиссий свыше цены договора он не имеет права.

Суды трактуют эти требования так, что все поставщики услуг, исполнители работ и продавцы, должны обеспечить хотя бы один способ внесения платы, не предусматривающий дополнительных комиссий.

При этом, если покупателю неизвестен способ оплаты без комиссии, поставщик обязан предоставить информацию о нем потребителю (часть 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей»). Такая информация должна быть предоставлена незамедлительно (часть 1 статьи 495 Гражданского кодекса РФ).

Соответственно, возможны две проблемы: либо способа оплаты без комиссии нет, либо он есть, но информацию о нем не предоставляют потребителю.

В обоих случаях необходимо обращаться с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Если способа оплаты без комиссии не существует в принципе, или существует формально, но не работает (касса в УК,ТСЖ всегда закрыта) тогда Роспотребнадзор привлекает управляющую организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

При этом налагается штраф в размере от 15000 до 30000 рублей для должностных лиц, и от 30000 до 50000 рублей для юридических лиц.

Если же способ оплаты без комиссии существует, однако информацию о нем не предоставляют потребителю, тогда Роспотребнадзор привлекает управляющую организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной "информации".

В этом случае штраф уже меньше и составляет от 500 до 1000 рублей для должностных лиц, и от 5000 до 10000 рублей для юридических лиц.

 


Цены на сырьевые товары от Investing.com Россия.<

Дополнительная информация