ЭколоХия и ферросплавный завод

Осенью 2011 года жители Красноярска показали всей стране колоссальную силу единения, объединившись в борьбе против строительства Енисейского ферросплавного завода. Молчавшая с 2008 года власть, в один момент прозрела и встала на сторону простых граждан. А спикер ЗС края Александр Усс выглядел основным оппонентом компании «ЧЕКСУ.ВК». Однако истина как всегда оказалась где-то рядом.

Мы не будем углубляться в историю отношений компании с представителями краевой власти. Нам в принципе и не интересно о чем думал Акбулатов и другие чиновники, когда подписывали необходимые документы по ферросплавному заводу. Нам важно другое, почему квазипроблема со строительством ЕФЗ отодвинула в сторону другие экологические точки напряжения в Красноярске. Разберемся по порядку, используя при этом данные экологического мониторинга за 2011 год (с подробной информацией можно ознакомиться на сайте мэрии Красноярска).

В прошлом году уровень загрязнения атмосферы как в целом по городу, так и по отдельным районам характеризовался как «очень высокий». Комплексный индекс загрязнения ИЗА-5 (количественная характеристика по 5 приоритетным загрязняющим веществам, определяющим состояние атмосферы в данном населенном пункте.) по городу составил 23 и по районам: Советский – 28, Центральный - 28, Ленинский-24, Железнодорожный - 20,78, Кировский - 20,64, Свердловский - 19,45.

Величина ИЗА-5 меньше 5 говорит о «низком» уровне загрязнения, т.е. благоприятном для здоровья, от 5 до 7 – «повышенный», от 7 до 14 – «высокий», при величине свыше 14 - «очень высокий» и очень неблагоприятный. Основными загрязнителями атмосферного воздуха стали бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота, аммиак.

При этом уточним, что за прошлый год в атмосфере города зафиксировано 5 случаев превышения 10 ПДК по бенз(а)пирену, который является химическим канцерогеном и чрезвычайно опасен для человека даже при малой концентрации, поскольку обладают свойством аккумулироваться в организме до критических концентраций. Кроме того, бенз(а)пирен оказывает мутагенное действие.

Наибольшая среднесуточная концентрация бенз(а)пирена отмечалась в январе: в Центральном районе - 20 ПДК, в Советском районе - 18,0 ПДК, в Свердловском - 13,7 ПДК и 12,0 ПДК в Железнодорожном районе.

Кроме того, по сравнению с 2010 годом увеличились средние за год концентрации формальдегида (с 4,7 до 6,5 ПДК среднесуточного). Этот токсичный газ оказывает отрицательное влияние на органы дыхания, вызывая парез дыхательных путей (остановку дыхания), на кожный покров (ярко выраженные дерматиты, экземы, язвы), нервную систему (энцефалопатии). При длительном воздействии оказывает аллергенное, мутогенное и канцерогенное воздействие. Вот такой букет.

 Также мониторинг показал, что самый грязный воздух красноярцы вдыхают осенью и зимой. Так, в январе 2011 года ИЗА-5 по городу составил 56 (!), в феврале - 33, в мае - 18, июле и августе чуть более 19, в октябре -21,67, ноябре - 26,41 и декабре - 33,27.

Кратко резюмируя показатели экологического мониторинга можно заметить, что самыми неблагоприятными для проживания являются Советский, Центральный, Ленинский и Железнодорожный районы. А больше всего жители этих территорий травятся вредными веществами в зимние месяцы.

Теперь давайте посмотрим, каким образом атмосферный бассейн Красноярска наполняется вредными веществами. Согласно докладу о состоянии окружающей среды, который опубликован на том же сайте мэрии города, общий объем вредных выбросов в атмосферу Красноярска за 2011 год составил 279 тыс. тонн. Если мы разделим общее количество выбросов на жителей города, которых с недавнего времени стало миллион, то получится, что на каждого человека в год приходится около 280 килограмм вредных веществ. Почти 3(!) центнера отравы горожане пропускают через свой организм.

Добавим, что ежегодно происходит рост этого показателя. В 2010 году количество вредных выбросов составляло 275 тыс. тонн, в 2009 году – 271 тыс. тонн.

Увеличение этого показателя за 2011 год обусловлено ростом выбросов от автомобилей. По сравнению с 2010 годом этот показатель вырос на 12 тонн и составил 139 тыс. тонн (49,8% от общего числа). Количество выбросов от стационарных источников загрязнения снизилось на 8 тыс. тонн и составило 140 тыс. тонн (50,2%).

На первом месте по количеству выбросов от стационарных источников находится Советский район – 77 тыс. тонн, включая выбросы от ОАО «РУСАЛ Красноярск» - 66 тыс. тонн (86,4% от общего количества). На втором месте Ленинский район – 29 тыс. тонн, где основной загрязнитель ТЭЦ-1 – 26 тыс. тонн (89%). На третьем месте Свердловский район – 25 тыс. тонн в год, с долей выбросов от ТЭЦ-2 – 19 тыс. тонн (80%) и «Красноярский цемент» - 4,6 тыс. тонн (18,7%). По остальным районам количество выбросов колеблется от 0,5 тыс. тонн (Октябрьский район) до 6 тыс. тонн (Железнодорожный). С учетом активного переноса загрязнений наибольшее негативное воздействие на город оказывается со стороны Советского, Ленинского и Свердловского районов.

Таким образом, как не парадоксально это звучит, но недавние автопробеги противников строительства Енисейского ферросплавного завода нанесли атмосфере Красноярска больше вреда, чем еще не построенный завод, выбросы от которого на момент протеста составили 0 %. Не хочется становиться защитником ЕФЗ, но согласно проектной документации завода, ежегодно город от данного производства будет получать только 4,2 тыс. тонн вредных веществ. Напомню, что только на 12 тонн за год выросли выбросы от автомобилей(!).

Однако городу даже этот вред от ЕФЗ в размере 4,2 тонн не нужен. Я не хочу выступать в роли разоблачителя глобальной аферы, занимать чью-то позицию (еще страшнее, если заподозрят в симпатии ЕФЗ). Но жажда получить объективную информацию оказывается сильнее. Поэтому отдельно хочется затронуть тему с аргументами противников строительства Ферросплавного завода, которые приведены на страницах сайта «яд-завод».

Так, в частности на сайте приведен следующий тезис: «При переработке марганцевых руд в окружающую среду выделяется марганец, провоцирующий уменьшение продолжительности жизни». К сожалению, мне так и не удалось найти информации подтверждающий данный тезис. Из большинства опрошенных, практически 90 % так и не смогли назвать вещества, попадающие в атмосферу Красноярска. Никто не смог назвать состав пылегазовоздушной смеси, которую будет выбрасывать завод. В проектной документации ее состав прописан следующим образом: азот (74-75 %), кислород (17-19 %), СО2 (3-6 %), пыль - до 12 мг/кубометр.

Другой тезис про «возникновение идиотии у 98% новорожденных детей» также не нашел своего подтверждения. На этот вопрос не смог ответить ни господин Карданец, ни ряд городских депутатов, активных противников строительства. Все поисковые запросы с подобной и похожей формулировкой отправляют обратно к сайту «яд-завод». Единственное что удалось найти в сети (kotikit.ru), так это то, что «причиной идиотии становится внутриутробное поражение плода вирусными и прочими инфекциями, среди них краснуха, токсоплазмоз, сифилис. Среди причин, порождающих идиотию, называют также гормональные нарушения у матери во время беременности, резус-конфликт. Нередко заболевание возникает вследствие родовой травмы, перенесенной детской инфекции, тяжелой черепно-мозговой травмы». Все. Никакой связи с работой ферромарганцевого производства и рождением идиотов нет. Ее выдумали.

Я противник появления такого производства на территории Красноярского края. Даже дополнительные 4 кг вредных веществ, которые я начну получать от завода, мне не нужны. Но при этом я противник массового психоза, который мы наблюдали в течение прошлого года. Борьба за экологическое будущее Красноярска должна начинаться с объективной угрозы (КрАЗ, красноярские ТЭЦ, цементный завод). А также с осознания того, что каждый день, используя личный автомобиль, мы тем самым приносим такой вред экосистеме, как если бы в городе работало 35 ферросплавных заводов.

Евгений Пантелейкин
 

 


Цены на сырьевые товары от Investing.com Россия.<

Дополнительная информация