Раньше были... выборА. Ныне- технологии...

Меньше трёх недель осталось до избрания главы Красноярска. Но выборного «праздника» как-то не ощущается. Нет спорящих на улицах граждан, яро, едва ли не до драки, отстаивающих «своего» кандидата. Нет конфликтов в семьях, как бывало в 1996, в 1998, в 2002 годах.

 

Тогда, помнится, до разводов дело доходило, когда муж за Жириновского, жена за Явлинского. Семьи рушились, дети уходили из родительского дома, потому что родители за Лебедя, а сын-студент за Зубова агитировал. А противостояние Усс—Хлопонин помните?

Да, были времена... 

Ныне же избиратель, такое складывается впечатление, «забил» и на выборы (явка прогнозируется очень низкая), и на пиар-потуги штабов кандидатов.

Агитгазеты, раздаваемые на улицах, красноярцы доносят буквально до первой урны, в подъездах у почтовых ящиков горы «макулатуры». Ранее хоть читали «агитки», пытались программы сравнивать, прикидывали, какие силы стоят за тем или иным кандидатом. А сейчас всем «поровну». Может, вполне так случится, что к избирательным урнам пойдут лишь сами кандидаты, их жёны, дети, любовницы (тёщи, понятное дело, проголосуют за конкурентов). Штабисты ещё пойдут голосовать в чаянии премии, друзей позовут, пообещав пиво в случае избрания «своего» мэра. Часть пенсионеров придёт на участки избирательные: те, у кого участки дачные отсутствуют, всегда помнят про гражданский долг. А вот пенсионеры-«шестисоточники» тот ещё контингент. Прекрасно помню, как активисты компартии в дачный сезон сказывались больными, а когда их приходили навестить озабоченные соратники, оказывалось, что «болящие» не дома в постели, а по-стахановски вкалывают на грядках, прогуливая важнейшие протестные акции.

Пока же главные выборные войны разворачиваются в Интернете, там чего только про кандидатов не узнаешь. Но Интернет-публика, изнурённая многочасовым сидением у монитора и бесчисленными «голосовалками», как правило, до избирательных участков не доходит.

Конечно же, люди устали от череды выборных кампаний: госдумовская, президентская, теперь вот мэрская. Как привлечь к голосованию 10 июня большинство горожан? Непонятно и, похоже, невозможно. Сами посудите: первые «длинные» выходные лета. Уже вечером 9 июня из города пойдут машины на дачи, на озёра. Примерно 700000 избирателей в Красноярске. При явке в 40% это 280000 голосов (а явку в 40% надо ещё обеспечить). Выборы в один тур, воистину - каждый голос на вес золота.

Административный ресурс в таких условиях сработает, похоже, с наибольшим эффектом. Ведь многократно проверено: чем ниже явка, тем лучше работает адмресурс. Если вспомнить первые свободные выборы в конце 80-х — начале 90-х, тогда мощнейший ресурс КПСС и Советов был сломлен небывалой гражданской активностью, зашкаливавшей за 90% избирателей, проголосовавших на выборах. Тогда давка в очередях на участках была небывалая, по часу и больше ждали возможности проголосовать. 10 июня года нынешнего вряд ли красноярцы будут стоять в очередях к урнам. Наверное, поэтому так спокойно и так предсказуемо идёт избирательная кампания. Хотя, по уверениям политтехнологов, за неделю до дня голосования всё кардинально изменится, но кто нынче верит политтехнологам? 

Алексей ОСАДЧИЙ  

 


Цены на сырьевые товары от Investing.com Россия.<

Дополнительная информация